Дураков не держим и не разводим!
Даже красивых

"Гарантированная похвала" - или...?

Эта статья родилась из полемики на форуме по теме «Что такое кликер и зачем он нужен». Общее мнение сводилось к тому, что кликер – это «гарантированная похвала». Это неоднозначное определение и побудило рассказать о похвале все, что накопилось за долгие годы моей практики дрессировщика. Как мне кажется, никакой искусственно созданный механизм, все же, не заменит человеческого голоса, взаимного контакта и теплоты взаимоотношений.
Эпизод первый. «Спарринг».

Шло занятие на одной из дрессплощадок.

Мужчина пытается уложить по команде молодого кавказа. Команда «Лежать!»сама по себе представляет определенную сложность в исполнении, поскольку предполагает некоторый пересмотр отношений, ведь положение «лежать» - напряженная для собачьего (а особенно кобелиного) самолюбия имитация «позы подчинения» и принимается большинством подростков далеко не на «Ура».

Описываемая парочка не была исключением. Не понимающий сути хозяйских домогательств пес пока еще маскирует зарождающийся конфликт под игру, но развязка опасно близка…

Спешно получаю согласие инструктора на руководство и начинаю «разруливать» ситуацию:

- Стоп!

Мужчина выпрямляется с недоумением во взгляде: что он делает не так?

- Давайте сначала. Начинаете укладывать собаку и хвалите любое ее движение в нужном направлении.

Начали.

Вроде бы все то же самое… Ан нет, не все!

Поводок потянул собачью голову вниз – за зажатым в кулаке хозяйской руки лакомством, но теперь движение сопроводилось похвалой:

- Хорошо, лежать! Хорошо!

Ободренный похвалой щенок соображает, что процедура не предполагает наказания, и начинает проседать, опускаясь на снег… И – новый поток похвал.

И вот она – желанная победа!

- Умница! Молодчина!!! – радость измученного предыдущими безуспешными попытками хозяина совершенно искренна, и тем более ценна.

Дальнейшее обучение под журчание похвал покатилось куда как быстрее.

Эпизод второй. «Кутя-кутя!..»

На ту же площадку мы приехали, захватив с собой с питомника щенка месяцев 3-х – потусить.

И возник спор – дойдет ребенок до меня через всю площадку с ее толчеей переменки – бегающими собаками, ходящими людьми и больше 50м пространства.

Щеник дрессировкой в широком смысле не обременен, но как все мои щенки, поставлен на позывной «кутя-кутя». Их так кушать зовем.

Именно его я и использую как старт: привлекаю внимание щенка.

Вот нос повернулся в мою сторону – меня «нашли».

И с этого момента я завожу любимую «песенку»:

- Ко мне! Хорошо, ко мне! Ай, молодец! Ай, умница! Хааа-рааа-шоооо… Иди ко мне, моя умница!

Но щенок есть щенок, и нос в какой-то момент «уходит с курса»… Напоминанием о конечной цели:

- Кутя-кутя! – и кличка.

Нос вернулся на «курс» - опять ручеек похвал.

И вот, ведомый похвалой и лаской в моем голосе, щенок доходит до меня. Увидел. И – расслабился, решил отвлечься на ближайший сугроб, я-то – вот она. Не тут-то было! Два шага от него – и снова: «Ко мне, хорошо, ко мне!...» - и присев на корточки, тискаю ткнувшегося мне в ноги щенка.

- Молодчина! Умница!

Нужно было видеть разочарование на лицах проспоривших!....

Я принципиально не покупаю послушание своих и клиентских собак.

Я их хвалю.

И первое, чему учу своих клиентов – хвалить. А это, поверьте на слово, – самое сложное во всем курсе.

Первые занятия похожи скорее на курсы актерского мастерства, нежели на дрессировку собаки.

У людей существует масса предубеждений, которые мешают достичь взаимопонимания с собакой.

Вот самое распространенное.

Зачем хвалить собаку, она же и так должна!…

  Да никому она ничего не должна! Не собака заводит себе хозяина, а наоборот – человек заводит себе собаку. А отсюда – не только права, но и обязанности: вести, руководить – а значит и поддерживать подопечного во всех его полезных начинаниях. А что есть поддержка в нашем случае? Совершенно верно – вовремя произнесенное ласковое слово, похвала – искренняя и радостная.

Не поверите, товарищи родители, как жестоко мы обделяем своих детей, скупясь на похвалу! Сколько слез, конфликтов, последующих комплексов можно было бы избежать, не поскупись мы на такое короткое и нужное – молодец, умница!

С собаками все то же.

Пес «потянулся» в нужном движении…

- Хвалите скорее!...

И краснеющий от смущения хозяин неуверенно лепечет:

- Хорошо…

И нет в его голосе ни радости, ни искренности.

Сразу вспоминается детский сад.

- Сейчас же извинись перед Васей!

- Вася, прости, я больше так не буду, - под грозным взором воспитательницы монотонно и невыразительно-формально звучит заученная фраза, а в душе кипит: «Ну, погоди, Васечка, отвернется воспиталка, я тебе еще не так врежу!» И все трое прекрасно сознают неискренность произнесенного обещания.

Так и собака слышит неискренность похвалы и, ошибаясь, не знает – где она ошиблась и как ошибку исправить. Сильная собака «махнет лапой», а чуть послабее – зажмется и будет стопорить. А хозяин сокрушается: бестолочь!

И вот начинаю объяснять:

- Посмотрите, как старается ваш пес! Он – молодчина, не скупитесь! Вот, смотрите: он правильно прошел три шага – ХВАЛИТЕ!!!

Корень «похвальной» проблемы состоит чаще всего в том, что большинство людей не видит в собаке ни личности, ни возможного собеседника, а либо игрушку, либо подручный инструмент, а кому ж в голову придет с инструментом  разговоры вести, - разве матернуть, когда не так работает! Точно так же они и с собакой обращаются – ругают часто и с упоением, а вот за правильное поведение хвалить-то зачем? Правильно оно и должно быть. И невдомек им, что псина-то форменным образом употела, стараясь угодить горе-хозяину! И не подкрепленный похвалой энтузиазм постепенно гаснет…

Забавная зарисовка.

С немецкой овчаркой занимаемся уже пятый раз. Пес очень неплохо усвоил все, чему его учили. Но занимались мы только с одним из членов семьи, а тут решили привлечь еще и его сына – парня лет 15.

«Проверочная дорожка» - квадрат 5х5м и движение по команде «рядом». Пес двигается почти правильно, а вот парнишка «зевает» - нет в его голосе уверенности, и главное – похвала не следует вовремя. Мальчик стесняется хвалить собаку. И начинаются первые сбои: то вперед рванет собака, то начинает отставать… Пришлось останавливать пару и учить юного дрессировщика не управлять собакой, как он ожидал, а ХВАЛИТЬ ее.

- Давай так. Я – твоя собака. Вот я отхожу, зови меня!

- Ко мне, - голос еще неуверенный, но в глазах загорается огонек внимания – игра привлекает.

- Я иду к тебе – хвали! – И медленно поворачиваюсь к нему.

- Хорошо, молодец, хорошо, ко мне… - парнишка включается в игру, и голос приобретает нужную интонацию. Но вот «заряд» кончается, и я мгновенно «пользуюсь» этим – отворачиваюсь в сторону.

- Я отвлекаюсь – зови!

- Ко мне! – В голосе появляется так нужная мне настойчивость без угрозы. И – такая нужна и вовремя звучащая похвала, как только я повернулась к нему. – Хорошо!

- Замечательно! – это уже я – парнишке. – Понял теперь?

- Понял, - просиял он.

Хозяев тоже нужно хвалить – искренне и вовремя.

Каждый раз, начиная новый курс с новым клиентом, я становлюсь участником странной на первый взгляд сцены: собака на втором-третьем занятии подходит ко мне, заглядывая в глаза: «А может, ты сама?..» И приходится под ревнивым взглядом владельца объяснять очередной собаке, что я «не ее мама».

Долго не могла понять, почему так. Наконец до меня дошло: я хвалю – именно в нужный момент и действительно меня радует каждое правильно выполненное движение моего подопечного, я для него понятнее. И протягивается между нами ниточка доверия, даже если мой подопечный с радостью уест меня, если дотянется. А таких у меня много – это крупные серьезные собаки: кавказы, азиаты, даже тибеты. С ними и их хозяевами приходится общаться на почтительном расстоянии.

Как правило, начинающие дрессировщики – владельцы собак не успевают за процессом. И тогда появилась новая уловка: я – суфлер.

- Повторяйте за мной, не стесняйтесь. Будем хвалить вместе – лишним не будет.

И «тупая» в изначальном хозяйском понимании псина волшебным образом преображается!

Но и это еще не все.

Похвала похвале – рознь.

Очень много значит интонация, с которой произносится похвала.

- Ути, мой миленький! – воркует хозяйка огромного мастиффа. И только что совершенно правильно выполнявший прием пес мгновенно сбивается с рабочего настроя.

- Хорррошо! – ревет мужчина, и щенок-немочка сжимается от такой «похвалы».

И в том, и в другом случае похвала не соответствует ситуации и «адресату».

Тут бы все наоборот…

Нежности с мягкими «сюсюкающими» интонациями хороши для маленьких щенков и мелких нестатусных собак. А вот с подростками и собаками, претендующими на серьезное лидерство, это уже не проходит.

Маленький щенок и ребенок лет 2-4х во многом похожи. Обоим нужна ласковая поддержка. И тут тон «ути-пути» будет очень к месту.

Но дети и собаки имеют «странную» на первый взгляд манеру вырастать, и тон, вполне подходящий для ребенка, подростку покажется по меньшей мере неуместным. Если вы покажете «козу» малышу – он рассмеется, а вот дошкольник – пожмет плечами и за вашей спиной покрутит пальцем у виска.

То же самое происходит и с собаками.

Вот вам пример.

Довелось мне как-то познакомиться с кавказом-подростком, с которым до меня занимался другой инструктор – замечательный человек, компетентный специалист, прекрасно понимающий и чувствующий собаку, но… предпочитающий обычно собак более мелких и мягких. А тут решил попробовать, но на всякий случай показал, чтобы посоветоваться – не ошибся ли в чем-нибудь? Сразу оговорюсь: бесконечно уважаю таких!

Что-то напрягло в отношениях собаки и хозяев. Вроде все гладко, пес слушается, но… что-то не так.

В ходе занятий вырисовывается картина: в хозяйской похвале явственно звучат сюсюкающие (заискивающие – с точки зрения собаки) интонации, сразу ставящие хозяина в положение просителя: «Лешенька, Лешенька, сделай одолжение – выучи, Алешенька, таблицу умножения!..»(с). В итоге молодой пес медленно, но верно начал восхождение на «Скалу Совета». Особенно ярко это выразилось (собственно, именно тогда все и стало понятно), когда мы с хозяевами подошли к вольеру. Приподнялась голова, хвост лениво шлепнул по полу – и все! Так не выражают уважение к старшим по рангу, так приветствуют низших – а хозяйская похвала его только укрепляла в этом.

- Ребята, срочно меняйте тон! Он просто позволяет себя любить и собой управлять, но это не надолго – пес еще немного подрастет, повзрослеет и начнет расставлять всех по-своему.

- А нам именно так объяснили…

- Ничего страшного, все еще легко исправить. Ваш тон должен быть более уверенным и чуть «сверху вниз», как в американских боевиках: «Молодец, сынок!»

Если поддерживая малявку, мы больше тянем гласные, подспудно имитируя материнскую интонацию, то поощряя подростка, опираемся на согласные: «хоррррошо!» – в раскате «р-р-р», слышится одобрительное ворчание старшего.

Ну, что ж, остается только подвести итоги.

Похвала – двигатель контакта. Она помогает собаке сориентироваться в сложностях человеко-собачьих отношений.

Не бойтесь и не стесняйтесь хвалить свою собаку. В отличие от людей, собаки способны оценить ваш порыв правильно.

Поощряя собаку, будьте немного снисходительны, ваша интонация должна быть чуть «сверху вниз», как если бы вы – начальник – хвалили подчиненного.

И – побольше уверенности в голосе, если все идет правильно. Только не перепутайте уверенность с громкостью, а то рискуете напугать подопечного.

Удачи - вам, и любви – вашим собакам.